Недавно на одном мероприятии Его Святейшеству Кармапе Тхае Дордже задали вопрос:
Возможно, препятствием к постижению нашей истинной природы является отсутствие любви к приключениям. К жизни в суетном свете, к повседневной рутине легко привыкаешь. И потом уже не хочется отрываться от знакомой атмосферы, от привычного существования. Нам не хватает любви к приключениям.
Я думаю, это коренится в глубоком страхе — страхе заглянуть себе в лицо, точно узнать, кем мы являемся. Как будто мы боимся посмотреть в зеркало и увидеть собственное отражение.
Конечно, источник этой проблемы, или, скорее, трудной задачи, — это наша убежденность, будто именно мирские элементы жизни определяют нашу сущность. Ошибки, тяготы и трудности, с которыми мы столкнулись, начинают восприниматься как часть нас самих. Они нас тормозят, оставляют следы, иногда даже раны. Но этот опыт не относится к нашей истинной природе. На самом деле, он может даже мешать нам увидеть себя в истинном свете.
Эти привычные шаблоны, копившиеся годами, не дают нам поверить в свою подлинную природу, и мы думаем, что ее исключительность — это лишь мечты, в которых принимаем
желаемое за действительное! Я думаю, именно это нам нужно преодолеть.
Поэтому мы должны быть очень смелыми и твёрдыми — даже немного упрямыми — чтобы по-настоящему взглянуть себе в лицо.
Практикуя, мы все так или иначе столкнёмся с эмоциями, трудностями и препятствиями в жизни. Не работая с ним вплотную, никогда не познать своей истиной природы.
Когда мы честно смотрим на себя, видим своё настоящее отражение в зеркале, мы видим, что ошибки этой жизни ни что иное как проявление кармы и клеш. И тогда мы готовы принять то, каким всё является (и сделать это наиболее эффективным образом). Так, словно отмечаем ярлыками или классифицируем наши мирские переживания. Разложив их по местам, мы обнаруживаем только себя и свой истинный потенциал. Это требует мужества. Нужна смелость, чтобы разделаться со страхом прошлого, то есть преодолеть ошибочное восприятие негативного опыта как своей истинной природы. Но иначе её не постичь.