Наверх

 

Подписаться на новости центра

Контакты

Адрес центра:
г. Запорожье,
ул. Братская 4-а, ост. транспорта "Управление ЗТЗ" (правый берег)

Контактные телефоны:
+38 (050) 362-25-69 - Вита
+38 (050) 577-18-38 - Ира

График медитаций:
Вторник - 19:30
Суббота - 18:00 - лекция для новичков

Цитаты мастеров

Лама Оле Нидал
Нам стоит проверять действительно ли мы покоимся в пространстве собственного ума или мы всё еще нервно цепляемся за то, что никак не можем ухватить.
Лама Оле Нидал

Буддийские термины

Основные буддийские термины

Алмазный путь (тиб. дордже тхегпа, санск. Ваджраяна) — часть Великого пути (Махаяны). С помощью глубоких и быстрых методов, применяемых на основе Просветленного настроя, цель — совершенное Просветление — превращается в путь. Алмазный путь можно практиковать только с готовностью видеть все как в основе своей чистое (см. также Чистое видение). Синонимы Алмазного пути — Тантраяна и Мантраяна.

Благословение — согласно тибетским текстам, весьма действенное средство передачи духовной зрелости. Оно возможно, благодаря тому что пространство и радость одинаковы везде, а природа Будды присуща каждому существу.
В Алмазном пути, если ученик обладает открытостью и вдохновением, то с помощью учителя он может взглянуть на свою природу ума. Тем самым учитель передает ему привкус возможностей, присущих каждому, и глубокую уверенность в его развитии.

Бодхисаттва (санск.; тиб. джанг чуб сем па) — человек, стремящийся к Просветлению для блага всех существ. Данный настрой соответствует идеалу буддизма Махаяны, к которой также относится Алмазный путь. Бодхисаттва, с одной стороны, это тот, кто понял пустоту и развил сочувствие, с другой — этот термин применяется ко всем, кто дал обещание Бодхисаттвы.

Будда (санск.; тиб. Сангье) — название просветленного состояния ума. «Санг» означает «полностью очистившийся» от всех завес, омрачающих ясность ума. «Гье» означает «полное раскрытие» всех качеств ума, к которым относятся бесстрашие, бесконечная радость, безграничное сочувствие, мудрость и активность для блага существ. Будда нашего времени — это исторический Будда Шакьямуни, четвертый из тысячи исторических Будд нашей эпохи. Каждый исторический Будда начинает новый период
Дхармы.

Природа Будды, или природа Просветления — природа ума, возможность достичь состояния Будды, присущая всем существам.

Формы Будд, аспекты Просветления (тиб. йидам) — один из Трех корней. Нескончаемые качества просветленного ума выражаются в многочисленных формах из энергии и света. Если мы отождествляемся с ними в медитации и повседневной жизни, они пробуждают в нас присущую каждому природу Будды. Они рассматриваются как неотделимые от Ламы. Чтобы на них медитировать, необходимо разрешение или посвящение от учителя, у которого есть передача.

Ваджраяна (санск.) — см. Алмазный путь.

Великая печать (тиб. чагчен, чагья ченпо, санск. махамудра) — «Великая печать» постижения. Будда дал обещание, что это — его наивысшее поучение. Используется главным образом в школе Кагью и ведет к непосредственному опыту постижения ума. Великая печать охватывает основу, путь и цель. Доверяя природе Будды, мы упражняемся в том, чтобы пребывать в неразделимости воспринимающего, воспринимаемого и восприятия. В результате мы полностью пробуждаем ум, «скрепляем печатью» его Просветление.

Дордже (тиб.; санск. Ваджра, буквально «господин камней, алмаз») — символ неразрушимости и непоколебимости, которыми характеризуется высшее состояние ума, Просветление. Называемый так ритуальный предмет символизирует средства Алмазного пути, а также сочувствие и радость. См. также колокольчик.

Дхарма (санск.; тиб. Чё) — буддийское Учение. Часть буддийского Прибежища. Ее подразделяют по-разному, часто на Тхераваду, Махаяну и Ваджраяну — три уровня поучений, данных Буддой ученикам с различным настроем.

Защитники (тиб. чёкьонг) — один из Трех корней. Их функцией является устранение препятствий на пути к Просветлению. Благодаря их силе любой опыт становится частью пути. Защитники — источник просветленной активности Будд — являются, как и Йидамы, выражением Состояния радости Просветления и по своей сути неотделимы от Ламы. В линии преемственности Кагью важнейшими Защитниками являются Черный Плащ и Сиятельная Богиня.

Йогин, йогиня; осуществляющий(-ая) Учение (санск.; тиб. налджорпа, налджорма) — мужчина или женщина, который(-ая) практически применяет буддизм в жизни и независимо от своих общественных установок и надежности жизненной ситуации настраивается в первую очередь на познание природы ума.
В Азии буддисты были монахами, мирянами или йогинами. Сегодня на Западе стили жизни мирян и йогинов смешиваются.

Кагью, Кагьюпа (линия преемственности, школа) — одна из четырех главных школ тибетского буддизма; передача, ориентированная на практику и постижение. Охватывает старые и новые поучения, достигшие Тибета. Поскольку Кагью уделяет особое внимание практическому применению Учения, она называется «устной» школой, или традицией «совершенств». Ее принес в Тибет около 1050 года герой Марпа, и она черпает свою силу в близкой связи учителя и ученика.

Четыре большие и восемь малых школ Кагью берут свое начало в деятельности четырех главных учеников Гампопы. Эти линии преемственности называются «большими» и «малыми» в зависимости от того, насколько прямой является их преемственность от Гампопы. У четырех больших (или главных) она непосредственная, а у восьми малых (или второстепенных) — опосредованная, через одного из учеников Гампопы. Сегодня все большие линии влились в школу Карма Кагью, главой которой является Кармапа. Что касается восьми малых линий, то у школ Другпа и Дрикунг Кагью много приверженцев соответственно в Бутане и Ладакхе.

Карма (санск.; тиб. ле; букв. «действие») — закон причины и следствия, согласно которому мы воспринимаем мир в соответствии с хранящимися в уме впечатлениями, которые мы сами создаем своими действиями тела, речи и ума. Это означает, что, действуя здесь и сейчас, мы определяем собственное будущее.

Кармапа (тиб., букв. «осуществляющий активность Будд», или «человек просветленного действия») — первый сознательно перерождающийся Лама Тибета и духовный глава линии преемственности Кагью начиная с XII века. Кармапа воплощает действия всех Будд, его появление было предсказано еще Буддой Шакьямуни и Гуру Ринпоче. Многие Кармапы незадолго до смерти оставляли письма, содержащие точные описания обстоятельств их следующих рождений.

Колокольчик — ритуальный предмет, который используется часто вместе с дордже и символизирует мудрость, или пространство. Вместе с дордже они означают неразделимость пространства и блаженства, мудрости и сочувствия.

Лама (тиб.; букв. «высший принцип») — один из Трех корней. Буддийский учитель. Особенно важен в Алмазном пути. Без него нет доступа к глубочайшим поучениям. Посредством Гуру-йоги — медитации на Ламу — мы получаем его благословение. В это время в течение нескольких мгновений переживается истинная природа ума. Лама воплощает для ученика Три состояния Просветления.

Мала (санск.; тиб. тхренгва) — буддийские четки, используемые для подсчета мантр во время медитации или для напоминания о внимательности во время многочисленных повторений.

Мантра (санск.; тиб. нгаг) — естественная звуковая вибрация формы Будды. Активизирует поле силы Будды. Во многих медитациях Алмазного пути имеется фаза, во время которой произносятся мантры.

Медитационное (буддийское) уединение (также англ. ретрит) — занятия медитацией, продолжающиеся несколько дней, недель или лет (см. также трехлетнее отшельничество) в спокойном, уединенном месте, без отвлечения на коллизии жизни. Уединенная медитация дает наибольший эффект, когда у практикующего есть ясная цель и определенный распорядок дня, ему обеспечена забота и кураторство в каком-либо буддийском центре, и уединение согласовано с учителем. Медитационные уединения бывают открытые или закрытые, одиночные, парные или групповые. Благодаря им человек может выработать больше отстраненности от повседневной суеты, и они углубляют опыт медитации.

Медитация (буддийская) — тибетское слово «гом» означает «знакомиться с чем-то» и указывает на упражнение, во время которого ум учится сбрасывать свои завесы. При этом используются методы, позволяющие превращать в наш собственный опыт то, что мы уже поняли интеллектуально. Медитация — это пребывание без усилий в том, что есть. На различных уровнях буддийских поучений передаются различные методы, которые в основном можно объединить в две группы: шинэ и лхагтонг. Важнейшими средствами в Алмазном пути являются отождествление
с Просветлением, пробуждение просветленных полей силы с помощью мантр и поддержание чистого видения. Как и раньше в пещерах йогинов Тибета, сегодня медитация с ведущим (тиб. гом лунг) открывает многим медитирующим доступ к бесчисленным средствам Алмазного пути.

Медитация на Шестнадцатого Кармапу — эта медитация была составлена самим Шестнадцатым Кармапой. Она является формой Гуру-йоги и используется, согласно пожеланию Кармапы, в качестве главной практики для совместных медитаций в центрах Алмазного пути на Западе.

Нирвана (санск.; тиб. ньянг нген ле депа) — вообще — освобождение от страданий сансары. В Махаяне — состояние совершен­ства (состояние Будды).

Освобождение — выход из круговорота бытия (сансары), то есть состояние ума, в котором полностью преодолено страдание вместе с его причинами. На этом уровне отпадают все мешающие чувства, но о Просветлении мы говорим, лишь когда отброшены последние жесткие идеи о реальности.

Основополагающие упражнения (тиб. чаг чен нгёндро, букв. «подготовка к Великой печати») — состоят из четырех общих (Четыре основные мысли) и четырех особенных подготовительных упражнений. С помощью особенной подготовки — основополагающих упражнений — мы создаем в своем подсознании бессчетное множество хороших впечатлений, которые образуют основу для Великой печати. В каждом упражнении делаются
111111 повторений.

Прибежище (тиб. Кхьяб дро, букв. «приходить под защиту») — встреча с собственной природой Будды. Мы обращаемся к ценностям, на которые действительно можно положиться. Мы принимаем Прибежище в Будде как цели, в Дхарме — Учении — как пути, и в совершенной Сангхе — Бодхисаттвах — как друзьях и помощниках на пути. Это так называемые Три драгоценности. В Алмазном пути мы принимаем Прибежище дополнительно в Трех корнях. Принятие Прибежища у Ламы является ритуальным началом пути. Он создает связь между просветленной природой ученика и вневременной мудростью Будды. В качестве доброго знака дается буддийское имя и отстригается немного волос, что является символическим напоминанием о соответствующем поступке Будды: он состриг волосы, после того как оставил родину, решив посвятить все свое время и энергию поиску Просветления.

Пространство — пространство вневременно, оно есть везде, в качестве присущей всем возможности ума. Оно содержит
в себе знание, переживает радость и выражает себя как любящее и разумное. Постоянное знание этого пространства в себе и вокруг себя является полным Просветлением. Часто неправильно понимаемое как ничто, некое отсутствие или черная дыра, оно на самом деле все связывает. Будда описывал его как пустоту; оно охватывает и знает все времена и направления.

Пустота (тиб. тонгпаньи, санск. шуньята) — все является пустым в смысле отсутствия независимого существования. Ничто не возникает само по себе — все происходит на основе тех или иных условий. Пустота является действительной, окончательной природой всех внешних и внутренних явлений и не может быть понята посредством концепций.

Ринпоче (тиб.) — «драгоценный» — почетный титул, нередко присваиваемый буддийским учителям.

Сансара (санск.; тиб. Кхорва) — круговорот бытия. Вынужденные перерождения в обусловленных состояниях.

Сангха (санск.; тиб. гендюн) — сообщество практикующих. Как часть буддийского Прибежища — совершенные друзья на пути. Часто так называется буддийская группа.

Ступа (санск.; тиб. чортен) — форма, часто в виде архитектурного сооружения, которая символизирует совершенное
Просветление, чаще всего наполненная реликвиями, написанными мантрами и т. д. Это слово означает в дословном переводе с тибетского (чо — «подарок», тен — «основа, основание»), «основание для дарения подарков» (тела, речи и ума) Просветлению. Поучения об этом Будда дал в «Сутре взаимозависимого возникновения».

Ступа воплощает преобразование всех чувств и первоэлементов в пять видов просветленной мудрости и пять семейств Будд. Используется буддистами как место для совершения внеличностных пожеланий для блага всех существ: ее обходят по часовой стрелке. Часто символизирует Сангху.

Ум — поток отдельных моментов ясного и осознанного восприятия. В непросветленном состоянии его способности мышления, восприятия и воспоминания выражаются через сознание. Его истинная, просветленная сущность свободна от привязанности к «я» и переживает себя неотделимой от пространства — как открытое, ясное и неограниченное осознавание.